«Мы информированы лучше
команды советников
Президента!»
«Наши комментарии более
содержательны, чем
доклады, подготовленные
Премьеру его
помощниками.»
Свобода индивидуальности, казавшаяся главным достижением либерально-капиталистического общества, стала главным его проклятием. С конца XIX века, а то и раньше, одиночество и чувство покинутости стали настоящей социальной проблемой — они вызывали депрессию, расстройства личности, пронизывающее искусство страдание. В бегстве от него (и вызывающей его «негативной свободы») Эрих Фромм видел почву фашизма.
Ситуация парадоксальна. Людей всё больше сгоняют в крупные города (мировые столицы просто переполнены ими!), производства растут, коммуникации улучшаются (способности к ним — теперь важнейший критерий при приёме на работу!). В каждом окружающем нас предмете отразились жизни тысяч и миллионов людей: сколько работников требуется, чтобы сделать, например, компьютер или автомобиль? Будучи окружены живыми людьми и творениями людей, мы как бы не имеем «доступ» к ним.
Многие мыслители приходили к идее, что современный человек лишился чего-то сущностного, составляющего его природу как человека, и потому не может по-настоящему соединиться с другими людьми, что проявляется в чувстве утраты. Эта «утерянная часть» — либо его человеческая (в «полном» смысле этого слова, с большой буквы) сущность, либо связь с родом человеческим, с неким «природным» целым. В искусстве герой сталкивается с «мёртвым», механическим, бесчеловечным миром — которому противопоставляется «та самая», «особая», «человеческая» возлюбленная. Либо герой сам предстаёт частью механизма, страдает от собственной бесчувственности — пока не «Обнаруживает» некую глубинную связь с другими людьми.
Но что же это за «человеческая сущность»? Откуда она взялась и почему была утрачена? А главное: как её вернуть? Как утверждает китайский исследователь Чэнь Сяньда в своей книге «В глубь истории: историческая концепция К. Маркса», наиболее глубоко эти вопросы исследовал никто иной, как Карл Маркс. Хотя марксизм часто пытаются увязать с «чистой экономикой», тупым детерминизмом и пренебрежению к личности — для западной психологии и философии ХХ века (в том числе для упомянутого Фромма) именно он стал источником нового представления о гуманизме.
Впрочем, современные проблемы требуют современных решений, и разрешение парадоксов капитализма — тоже по-своему парадоксально: Сяньда показывает, что в поиске причин отрыва (отчуждения) человека от своей сущности Марксу пришлось сначала освободиться от самого понятия сущности. Автор подробно, от работы к работе (причём не только из «основных»), показывает развитие мысли создателя марксизма. В каждом этапе отмечаются как новые, прогрессивные догадки, так и его ограниченность, неистинность, потребовавшая от Маркса корректировки своих взглядов.
Книга читается скорее не как исследование, а как учебник — но хороший учебник: не перечисляющий готовые выводы для их «зубрёжки», а скурпулёзно раскрывающий сам мыслительный процесс.
С политической точки зрения, Сяньда противостоит интерпретаторам Маркса, пытающимся противопоставить его «раннее» творчество — «позднему», и заявляющих о некоем «отпадении от идеала», об уходе марксизма от гуманизма к механическому детерминизму. Да, Маркс вышел из идеалистической немецкой философии. Но ценность его (в отличие, например, от весьма прогрессивного для своего времени Людвига Фейербаха) в том, что он понял ограниченность этой философии, а потому радикально пересмотрел её основные понятия.
Так в чём же проблема с природой человека? Сама эта идея подразумевает, что раньше (в начале времён, в райском саду) люди обладали какими-то особыми качествами, которые потом почему-то оказались «отчуждены», оторваны от них. Откуда у людей эти качества? От природы (к концу ХХ века сказали бы, что из структуры языка — но сама эта структура есть порождение природы или также изначальна, как природа).
Значит ли это, что когда-то в истории было общество, где жили «идеальные» люди? Характерен ответ Жан-Жака Руссо, что, хотя науке это неизвестно, такой социум должен существовать — пусть хотя бы как мысленный конструкт. Сейчас сложно всерьёз говорить об идеально-человеческих отношениях в примитивных обществах. Однако раньше философы верили, что «идеал» — где-то в прошлом, в «золотом веке», и призывали в него вернуться. Сегодняшний аналог — движение за возвращение «к природе», отказ от благ цивилизации как «развращающих». Более тонким является политический призыв повернуть историю вспять, вернуться к пройденному этапу (тот же фашизм грезил феодализмом и восстановлением (!) величия расы).
Помимо реального факта, что никакой «утерянной сущности» никогда не было, нужно учитывать следующее логическое противоречие: если когда-то человек был связан со своей благой природой, то почему он от неё отпал? И как воссоединение с уже раз «оторвавшейся» природой устранит причину первоначального отпадения?
Идея «утраченной человечности» — весьма популярна среди гуманистов и сегодня. На то есть множество причин, сводящихся к одной: она удобна. Абстрактная утрата человечности — проблема, объединяющая всех людей в обществе; чтобы её решить, не нужно ни с кем бороться, наоборот — надо проповедовать «мир, дружбу, жвачку» (последнее — в особенности). Можно надеяться, что психологические страдания власть имущих заставят их рано или поздно одуматься и отринуть эгоизм. Эту проблему следует решать культурой, искусством, призывами к совести — а также, конечно, самосовершенствованием, в том числе духовными практиками. Также её можно решить с помощью Церкви (делающей индивидуальную религию общей) и Государства (то же самое, но в светском разрезе).
Наконец, поскольку «природы» человека никто в глаза не видел — ею можно объявить что угодно, и любое состояние общества назвать идеальным. В последний раз это (по сути) делал Фрэнсис Фукуяма, объявивший «конец истории»; также рассматривал современную ему Прусскую монархию и Георг Гегель.
Впрочем, касательно «природы» человека есть ещё другая возможность. Что, если его сущность — не нечто изначально готовое, а лишь возможность, заложенная в тех качествах, что отличают людей от животных? Что, если природа человека — не навек заданный набор свойств, а нечто изменяемое, создаваемое, конструируемое в процессе истории?
Маркс обнаружил, что если что и имеется в наличии у человека с древнейших времён, так это социальность и способность к осознанному труду (изменение окружающего мира через практическую деятельность является основной мыслительной деятельности, которая впоследствии позволяет создавать идеалы, идеи, направляющие дальнейшую деятельность).
Работая и взаимодействуя друг с другом, люди изменяют и окружающий мир, и самих себя. Поскольку труд неотделим от конкретных орудий и условий труда, а общество — от той конкретной деятельности, которую оно ведёт, то в разные эпохи, по мере развития орудий и преобразования условий, эти два «базовых качества» приобретают очень разную форму и содержание. А значит, человек, жизнь которого завязана на труде и обществе (а значит, орудиях и условиях), — также изменяется.
В итоге, уровень развития орудий (точнее — производительных сил, в число которых входит и сам человек, его умения и знания) ограничивает возможные формы общества (конкретнее — производственные отношения; важно подчеркнуть, что именно ограничивает, а не на 100% задаёт; Маркс признаёт и национальные особенности, и даже сосуществование разных режимов на одной материальной основе, однако — не каких угодно, а в известных пределах), а те ограничивают надстройку в виде государства, философии и т. д. (опять же, не определяют: Сяньда отмечает здесь идею Маркса о непропорциональности развития искусства и общества).
Как же это позволяет нам понять парадокс одиночества в кипящем людьми городе? Маркс утверждает, что при капитализме связь людей не исчезает. Мы не превращаемся в одичалых отшельников. Однако связь эта принимает форму товара, со всеми его рыночными особенностями. Так, при феодализме крестьянин, с одной стороны, жил непосредственно за счёт своей работы и её продукта (выращивал себе пищу и шил одежду). С другой — появившиеся у него «излишки» он вынужден был отдавать определённому, «материальному», связанному с ним человеку — феодалу. Феодал, грубо говоря, мог во всей своей личности явиться к крестьянину и силой отнять у него излишек. Т. е. господствовало непосредственное подчинение человека человеку.
При капитализме мы, с одной стороны, работаем для заработка — наша работа и её результаты нам самим напрямую не нужны. Работа становится повинностью, которую мы несём для получения чего-то другого: действительно нужного нам предмета или вообще денег (олицетворения сразу всех возможных предметов). С другой стороны, «излишки» нашего труда (которые теперь не излишки, а весь наш труд!) мы отдаём не конкретному человеку, не на удовлетворение его понятной и точно известной нам потребности, а куда-то «на рынок». За редким исключением, мы не знаем нашего «клиента» — даже в сфере услуг клиент для нас не человек, а платёжеспособная функция.
Именно в этом смысле от нас «отчуждён» наш труд, другие люди, общество в целом. Можно было бы назвать это простой игрой сознания, невежеством — однако за таким описанием кроется нечто большее. Мы не только не понимаем, кому мы «помогаем» продуктами своего труда. На самом деле мы систематически удовлетворяем лишь одну потребность — капиталиста в прибыли.
Да, продать вещь можно только тому, кто в ней нуждается: но не это есть самоцель капитала. Поэтому мы видим удивительное сочетание кризисов перепроизводства (в погоне за прибылью какого-то товара произвели больше, чем требуется) и упорного нежелания обеспечивать базовые потребности значительной части (от трети — до двух третей) человечества, живущего в голоде, нищете, бескультурье, погибающего от болезней — что уж говорить об экологии и будущих поколениях. А также — процветание спекуляций, вроде уже обрушившейся экономики игры на деривативах, которым уделяется невероятно много сил, внимания и, в конечном счёте, ресурсов человечества.
Поскольку потребности формируются обществом (даже «природный» голод претерпел качественные изменения: когда-то первые люди могли довольствоваться сырым мясом и кореньями, но вряд ли это обрадует современного человека, даже нищего), маркетинг и «гуманитарные технологии» открывают для капитала огромные пространства товаров «для богатых и не очень», без которых можно было бы обойтись.
Уже из сказанного видна противоречивость капиталистической системы: при наличии технической возможности обеспечить чуть ли не изобилие, потребности подавляющей части человечества не удовлетворяются. Маркс доказывает, что это — не случайность. Видимое противоречие укоренено в противоречивости самого капиталистического производства, с его неизбывной конкуренцией рабочего и капиталиста за место в производстве и прибавочный продукт.
Но также понятно, что Маркс имел ввиду, говоря о переходе от стихийной истории (предыстории) к разумной: общество нужно «вернуть» человеку, устранив «посредника-паразита» в виде капитала, наживающегося на потребностях людей и хаотичности их удовлетворения.
Впрочем, подробности этого перехода лежат за пределами книги Сяньда. Сам автор касается в связи с этим вопроса о государстве, и это место становится самым слабым в книге. Следуя за мыслью Маркса, Сяньда должен прийти выводу о необходимости сокрушения аппарата, с помощью которого буржуазия утверждает своё господство. Однако, констатируя эту мысль «в общем», автор очевидно расплывается в частностях: мол, это место можно понимать очень широко, и государство пролетариата — не то же, что государство буржуазии…
В общем, в данной книге есть один нерешённый парадокс: как китайский учёный, чьи книги используются как пропаганда (распространяясь в Китае), может написать внятную книгу о марксизме. Вслед за Яном Гэном можно сказать: раз в Китае идёт борьба двух строёв, то такое же противостояние идёт и в мозгах местных интеллектуалов. Что победит? Из книги Сяньда — не понятно. Возможно, китайские философы действительно слишком много объясняют мир, вместо того, чтобы его изменять.
ШВЕЙК (из неопубликованного)Пан Кухарек служил в 106-ом пехотном полку и в сентябре 1915 года на русском фронте ему гранатой оторвало его мужское хозяйство.
Подлечили пана Кухарека в госпитале в Карловых Варах и списали как комиссованного на гражданку.
А куда на гражданке без мужского хозяйства?
И заместо возвращения в Прагу, где его ждала невеста пани Мария, пан Кухарек поехал жить в деревню «Нови Швят» где устроился сторожем на конюшне.
Там ему неожиданно посоветовали обратиться со своим позорным и стыдным недугом к ветеринару пану Вобличке, который делал с больными конями просто чудеса. Вправлял лошадям сломанные ноги, вставлял вместо стертых зубов зубные протезы и так далее.
[дальше...]
Серебряный самовар (пьеса для чтения) - продолжение, начало смотри нижеВ доме нумер ПЯТЬ по Михайловской площади в кафе «ПодвалЪ Бродячей Собаки» к семи вечера начала собираться публика.
- Сегодня Шаляпина ждём, - сказала Надя Тэффи, манерно отставив кисть руки с зажатой меж тонких пальцев пахитоской и пуская в потолок одно колечко дыма за другим.
- Петь будет ? - спросил Велимир Хлебников.
- А хуй его знает? - безучастно ответила Тэффи, - мне все равно, я просто забилась с Ахматовой, что он меня выебет тут сегодня прям в туалете и непременно стоя.
- На сколько забились? - спросил Хлебников.
- на «американку»
- а-а-а-а, понятно.
Тем временем в залу вошли двое. Гигантского роста Маяковский и с ним рядом режиссёр Мейерхольд, казавшийся этаким Санчей Пансой [дальше...]
СЕРЕБРЯНЫЙ САМОВАР (пьеса для чтения)Тринадцатого апреля была пятница. Несчастливый день.
Александр Александрович повязал галстук, закурил длинную пахитосу марки «Дукат» и встав перед зеркалом принялся разглядывать своё отражение. Подмигнул сам себе правым глазом, потом левым. Потом высунул язык и сказал «ме-е-е-е».
На тумбочке возле зеркала лежали расчёски из натурального черепахового панциря. Все расчёски имели монограмму «А.Б.»
Александр Блок.
- Об такую иконно - иудейскую шевелюру, как у меня, только расчёски ломать, - вздохнув, сказал Александр Александрович и [дальше...]
ПРЕДВКУШЕНИЕМ РЕВОЛЮЦИИ - ИСКУШЕННЫЕПРЕДВКУШЕНИЕМ РЕВОЛЮЦИИ - ИСКУШЕННЫЕ
Пьеса в 1 действии
(сочинение Андрея Лебедева)
Место действия Сестрорецкий район Ленинградской области . Озеро Разлив.
Время действия - август 1917 года.
Действующие лица.
Ульянов (Ленин) - артист Сухоруков
Дзержинский - артист Устюгов
Крупская - Ксения Собчак
[дальше...]
Очень толковая статья.
И как раз подтверждающая, что сейчас в Мире нет ни одной новой и правильной идеи. Все - выдохлись. А новые - не народились. Все оперируют старыми догмами.
И с их помощью Все пытаются нащупать выход из этого "тупика" роста, в котором последовательно оказались и Советский Союз со "странами народной демократии", и США со всем "цивилизованным человечеством".
Что сейчас в Китае? Социализм? Нет. Тогда Капитализм? Тоже нет.
Капитализм - это частная собственность, рынок, спрос и предложение.
А социализм - это государственная собственность, и планирование.
Капитализм позволяет более гибко реагировать экономике на изменения спроса, а социализм позволяет иметь больше возможностей концентрировать на определенных направлениях силы и ресурсы для развития экономики.
В основе одного - свобода предпринимательства, а в основе другого жесткое администрирование. А это, хотя и "взаимосвязанные", но всё же - "противоречия". Свобода не терпит указаний, а администрирование не терпит свободы.
СССР не смог найти нужного баланса между этим. Да и не пытался. Сейчас США не могут найти нужного баланса между этим. Да и не пытаются.
Пожалуй только Китай сейчас пытается нащупать нужный баланс между свободой предпринимательства в экономике и администрированием предпринимательства в экономике со стороны государства.
Ну, а "свобода" личности человека, и "зависимость личности человека в первую очередь именно с этим и связана - со свободой и зависимостью экономики и от человека, и государства.
Огромные возможности по концентрации капитала на нужных направлениях развития имеют так же и крупные международные корпорации. Казалось бы это выход из проблемы - одновременно и возможности как частного бизнеса, так и государственного бизнеса (экономики). Однако же - нет. Дело в том, что любой бизнес должен иметь... защиту.
Государственная экономика силами государства эту защиту может обеспечить. И частная экономика в капиталистических государствах тоже может обеспечить защиту своим предпринимателям.
А кто глобальным международным корпорациям обеспечить защиту их "дела"?
А кто не глобальным и не международным корпорациям обеспечит защиту от произвола и диктата международных корпораций? А это могут обеспечить только национальные государства. Поэтому международные корпорации в условиях глобальной экономики - тоже не выход.
а вы говорите "молодежь"
Какая к черту молодежь?!
Молодежь, как и беременность - не болезнь. И - временное явление. Проходит само собой)))
Одно верно и однозначно
Никакой более правильной теории чем теория собственности и капитала, нет и не было. Маркс актуален сегодня как никогда. Вот увидите, мы все будем под Китаем
Потому что Китай это последняя инстанция где Маркс и его идеи живут и работают.
Согласен. Но это только тогда, если к учению Маркса относиться именно как к учению, а не "догматам веры".
Чем научные учения отличаются принципиально от религиозных учений?
А именно этим. Научные учения постоянно находятся в развитии. Одно "знание" по мере развития своего порождает новые знания. И так до бесконечности (Чем больше начинаешь знать, то тем больше начинаешь и не знать).
А религиозные учения основаны на "незыблемых" и "неизменных" истинах. В религиозных учениях (в вере) развития не может быть в принципе. Они не могут "развиваться". Они могут только нарождаться, и при изменении условий - умирать. Вместо одной умершей веры - нарождается другая вера. И так доже до бесконечности.