«Мы информированы лучше
команды советников
Президента!»
«Наши комментарии более
содержательны, чем
доклады, подготовленные
Премьеру его
помощниками.»
Строительство метро на Сенной площади
Сенная площадь располагается на Спасском острове, а планировка данной местности началась в 1737 году при Анне Иоанновне. По названию понятно, что на этом месте уже в те времена велась торговля сеном. Также тут продавали солому и дрова. Позже здесь уже покупателям предлагались изделия из мяса и рыбы, а также овощи, саженцы и семена. В декабре 1952 года название советизировали, и площадь «в знак борьбы народа СССР за всеобщее и полное разоружение, за мир во всем мире» получила новое имя - Мира, просуществовавшее до октября 1991 года.
Площадь находится в самом центре городской стороны и является важным транспортным узлом.
История строительства метро в районе Сенной площади – площади Мира выглядит странно и запутанно. Но сразу понятно, что единого плана по организации пересадочного узла с самого начала не было. Так, на перспективном плане 1962 года пересадочный удел предусмотрен на станции «Невский проспект» (две станции) и «Пл. Восстания» (три станции), станция «Пл. Мира», как пересадочная не планировалась.
1. Первой в 1963 году была построена станция «Площадь Мира» на месте взорванного Храма Успения Пресвятой Богородицы (Спаса на Сенной). Храм был закрыт и снят с охраны, как памятник архитектуры, еще до войны - в апреле 1938 года, (кстати, в том же 1938 году был снова поставлен и положительно решен вопрос о разборке Церкви во имя Входа Господня во Иерусалим (Знаменская церковь), Спаса на Крови, Церкви Святой Троицы на Стремянной улице, церкви во имя иконы Владимирской Божией Матери, то есть места под храмами расчищались для наземных вестибюлей будущих станций «Площадь Восстания», «Площадь Нахимсона» («Владимирская») «Площадь Мира», «Канал Грибоедова». В марте 1941 году церковь Знамения на Знаменской площади была взорвана. Сносу других перечисленных церквей помешала война).
Спас на Сенной, 1960-й год. В январе 1961 года храм был взорван, и на площади началось строительство метро.
Небольшое отступление. На фотографии хорошо виден лес антенн на крышах домов. Это радиоантенны, в основном, так называемые «метелки». Тогда началось потепление и стали меньше глушить (до 1968 года) вражеские голоса (кроме «Радио Свобода»), а слушать «Голос» стало модно. Телевидения еще было мало – в Ленинграде башню построят только через 2 года – это будет самое высокое сооружение в Европе. Вещали только на один канал. Тогда в Ленинграде было около 300 тыс. телевизоров, или 1 телевизор на 10 человек. В 1960 году в Ленинграде вышла первая в СССР передача в цвете.
Радиола моего детства – «Даугава», завод ВЭФ.
2. Следующей станцией нового пересадочного узла «Московско-Петроградской» - «Правобережной» линий стала станция «Садовая» (Пл. Мира-III»). До ввода в эксплуатацию участка «Достоевская» — «Спасская» 7 марта 2009 года станция входила в состав Правобережной линии.
Строительство станции началось в 1987 году. Тогда же перекрыли часть площади. Станция была открыта 30 декабря 1991 года при вводе в эксплуатацию участка Правобережной линии «Площадь Александра Невского» — «Достоевская» и служебной соединительной ветки.
С 1987 года площадь на долгие годы оккупировали метростроители.
Так как при строительстве подземного вестибюля была организована ограждающая конструкция котлована в виде льдогрунтового ограждения толщиной более 3-х метров, при ее оттаивании на площади происходили провалы. В 1996 году начали проводить работы по закреплению грунтов по новой технологии высоконапорной инъекцией.
В «лихие» 90-е часть площади снова стала торговой, здесь расположился «блошиный» рынок, который просуществовал до конца 90-х.
Тогда же, на волне возвеличивания всего царского, над переходом метро хотели поставить памятник Демидову, поскольку здесь начинался Демидов переулок, ныне носящий имя военного шофера Гривцова. Но дело в том, что переулок в свое время был назван именем Александра Григорьевича Демидова, действительного статского советника (здесь были два его дома), который был внуком знаменитого горнозаводчика. Ставить здесь памятник статскому советнику как-то странно, а старшему Демидову, или Демидовым вообще – еще более странно. Постепенно все успокоились, а потом поставили знаменитый фаллический символ – стеклянную башню мира, подаренную французами к 300 – летию города. Когда площади Мира вернули историческое название, башня Мира оказалась не к месту. К тому же она обветшала, а ремонтировать ее было некому. Французский подарок стал обременительным. Комитет по охране памятников с самого начала имел на башню зуб, она, подобно Вавилонской, стала больше разобщать, чем объединять. В конце – концов, ночью башню разобрали и увезли в неизвестном направлении.
При реконструкции площади к Юбилею в 2003 году подземные спуски в вестибюль «Садовой» были перекрыты лёгкими одноэтажными торговыми павильонами, стилизованными под исторические торговые павильоны 1883 года.
10 июня 1999 года в 19:40 обрушился пятиметровый бетонный козырёк вестибюля станции «Сенная» площадью около 50 квадратных метров, в результате чего погибли 7 человек.
Меня попросили съездить туда на следующее утро для осмотра разрушенных конструкций. Я был там раньше комиссии ФСБ, которая потом уже никого не пускала к месту трагедии. Но то, что я там увидел, дает мне право говорить о том, что главной причиной разрушения козырька явилось грубое нарушение строителями технологии при укладке бетона.
3. Третья станция - «Спасская» — конечная станция Правобережной линии Петербургского метрополитена. Проектное название станции — «Площадь Мира-II». Названа в честь разрушенного храма Спаса на Сенной.
Площадь оставалась огромной стройплощадкой.
На площади вырос еще один фаллический символ – копер будущего «слепого ствола».
С постройкой станции, было закончено, наконец, формирование единственного в городе трехстанционного пересадочного узла «Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь». Открытие станции состоялось 7 марта 2009 года вместе с вводом в эксплуатацию участка линии 5 «Садовая» — «Звенигородская», который соединил работавшие до этого отдельно части линии от «Комендантского проспекта» до «Садовой» и от «Звенигородской» до «Волковской». До этого конечной станцией Правобережной линии (линии 4) временно была станция «Садовая», поезда к ней подходили по временным тоннелям.
С открытия в 2009 году и до 7 ноября 2013 года станция «Спасская» не имела отдельного выхода на поверхность.
4. Эскалаторный тоннель к станции «Спасская» строили с помощью щита «Виктория».
Это был уже третий по счету эскалаторный тоннель, который проходили щитом.
Строительство вестибюля началось в феврале 2011 года, а 2 апреля 2012 года началась проходка наклонного хода. После неоднократных переносов сроков 7 ноября 2013 года вестибюль был торжественно открыт.
Площадь, таким образом, полностью, либо частично, была занята строительными площадками метро 26 лет!
Впоследствии над вестибюлем станции «Спасская» и «Сенная» планируется возвести вторую очередь торгово-развлекательного комплекса «ПИК», куда после реконструкции будет встроен и вестибюль станции «Сенная площадь».
О воссоздании Храма Спаса на Сенной речь идет давно. Пока соорудили временную часовню.
Были здесь раскопки с определением точной привязки бывших фундаментов.
Дело в том, что храм можно построить только на историческом месте, поскольку его портик являлся зеркальным отображением портика здания Гауптвахты. А в этом случае Храм будет «задевать» пятно существующего вестибюля метро. Были разные предложения, в том числе и такое, где церковь будет встроена в вестибюль метро, и, например, во время крестного хода вестибюль будет закрыт для пассажиров, а богомольцы будут проходить через турникеты (бесплатно) для обхода храма по периметру.
Но, в конце концов, будет, видимо, выполнен проект реконструкции вестибюля с заглублением входной площадки эскалаторов (и смещением базы в плане), чтобы освободить пятно застройки под церковь. Вестибюли «Сенная» и «Спасская» будут объединены в единый комплекс и надстроены зданием «ПИК-2».
Схема реконструкции площади
Пространственная модель пересадочного узла, выполненная на 3-D принтере.
ЯН-ЗОЛОТАРЬ (окончание)Начальника смены старшего контролера прапорщика Воловца Ян «выпасывал» целую неделю.
- Подходит! – уверенно решил для себя Ян.
Бобыль. Живет без бабы, без жены, но с дочерью подростком. Имеет старенького «москвича» (четыреста седьмого). Держит кур и поросенка.
Ян все выследил.
Прапорщик Воловец ему подходил.
- Этот согласится, - уверенно решил Ян, - на пять тысяч рублей, он «упадет»!
Это ему и новый «москвич» четыреста двенадцатый, новенький, а не тот его старый которому уже двадцать лет, и обновки для дочки на окончание десятилетки.
После того, как Воловец утром сдал смену в тюрьме и приехал домой до хаты, тут-то его Ян и подловил. [дальше...]
ЯН-ЗОЛОТАРЬ (продолжение)Зам по режиму «кум» Сергей Максимович Степанчук недоумевал.
- Чего им там в Москве неймётся?
Степанчук вертел в руках полученное предписание –
- осУжденных
Иванова Николая Васильевича (кличка «Лопата») статьи 105 часть 1 и 146 УК РСФСР срок «восемь лет строгого режима»
И Лукьяненко Демьяна Петровича (кличка «Алмаз») статьи 105 часть 2 и ст. 91 часть 1 и ст. 77 часть 2 УК РСФСР срок «девять лет строгого режима»
Этапировать тюрьму «Владимирский Централ» учреждение ФКУ Т-2 [дальше...]
ЯН-ЗОЛОТАРЬ (продолжение)- Главная версия по убийству гражданки Мачкувитяйте связывается следствием с ее профессиональной деятельностью, как бухгалтера хозяйственной части Пэ-Ха-Че «9» Рузаевского отделения железной дороги, - читал по бумажке Тамир Бахтиярович, - в Пэ-Ха-Че, где убитая Мачкувитяйте работала бухгалтером, обнаружена значительная недостача материальных средств и ценностей, кстати, там сейчас работает бригада следователей ОБХСС. [дальше...]
ЯН-ЗОЛОТАРЬ (продолжение)- Слушай, Чайкина, у вас в общежитии труп, - с порога, едва Лариса вернулась в отдел с обеда, обрадовал ее Тамир Бахтиярович.
- Чего, кому, кого и когда ? – дожевывая пирожок, деловым тоном поинтересовалась Лариса.
- А твою соседку по комнате, гражданку Вильму Мачкувитяйте нашли в туалете с тремя ножевыми, - назидательно, с укором, будто бы Лариса была виновата в этой смерти, сказал Хайруллин, - два в печень, одно в сердце и четвертым по горлу, все раны несовместимые с жизнью.
- Если-б я имел коня, это был бы номер,- бросая недоеденный пирожок в урну, [дальше...]
Храма Успения Пресвятой Богородицы (Спаса на Сенной) трэба восстановить!
Да, церковь "держала" площадь. Без нее она разваливается
Был недавно в Питере и был на площади Мира на Сенной. Понравился трамвай. По-моему "тройка". Совсем как в какой-нибудь Голландии.
Но слишком много машин.
Метро в Питере меньше чем в Москве. Это ощущается.
Со временем научатся делать лазерные голограммы. Можно и не восстанавливать церковь тогда, если это сложно технически.Просто сделать лазерную голограмму.
А молиться там будут голографические бабушки
Содержательный пост. Церковь, не церковь, но чото с площадью надо делать. Убрали ларьки - это прекрасно, но сейчас - пусто, лысо и бестолково. И слишком много места занимает проезжая часть. Надо её ликвидировать нах и сделать площадь пешеходной. Ну, три станции метра, нахрена ещё и наземный транспорт? Один зуй там постоянные проПки. Только атмосферу отравляют. Вообще выгнать автомобили из исторического центра.
Насчет автомобилей, так категорично убрать их из центра - возможно. Но с площади однозначно нужно убрать парковки. Вообще все парковки нужно сделать подземными, концепция такая прорабатывается - на Конюшенной, под пл. Восстания, у Октябрьского зала, на Театральной площади и др. А Сенную нужно сделать максимально пешеходной, пусть там самодеятельные артисты выступают. Из транспорта оставить только трамвай.
Хотя бы так. Трамвай - транспорт полезный.
Годный пост. Воффка могет!