«Мы информированы лучше
команды советников
Президента!»
«Наши комментарии более
содержательны, чем
доклады, подготовленные
Премьеру его
помощниками.»
POPULUS COGITAS ET HOMO SOLLICITANS
(человек думающий и человек действующий лат.)
Статья Светы Б
Я так её и не доработал, как она предлагала - не успел. Поэтому оставил все как есть. Но, как обещал фтыкателям сайта Лозеро, представляю наброски её статьи для ознакомления и обсуждения. Предлагаю в качестве заголовка статьи часть первого предложения её же статьи….
mig29
Сапиенс, как известно, зверушка социальная
Давно собиралась осветить тему, но всё ждала, что кто-нибудь вместо меня напишет. Оказалось, что народ в целом проблему понимает, но чтоб расширить и углУбить - это товарищам лениво. Мне тоже лениво, поэтому тезисно.
Текст все равно огромный, но уж как получилось.
Да, дисклаймер: это чистая спекуляция.
---------
1. Сапиенс, как известно, зверушка социальная, а если без эвфемизмов, то стайная. Стайность обеспечивается врожденным, по-видимому, биохимическим механизмом, обеспечивающим изолированной зверушке невыносимую абстиненцию. То есть по сути это зависимость типа алкогольной. Пребывание в социуме для сапиенса самоценно. Даже если ему там плохо, отказаться от него он практически не в силах.
2. Взаимодействие в сапиенсовой стае происходит по принципу смещения ответственности (смещения контроля). То есть зверушка контролирует других, при этом сама контролируется другими. Например, родители выбирают сыну невесту, при этом их самих когда-то тоже поженили родители. Или мать до мелочей контролирует семью сына, сама при этом полностью управляется телевизором и мнением соседок. Мнение стаи может даже убить: "в примитивных обществах смерть в результате колдовства-греха является социальной нормой и вполне закономерна. Известны случаи, когда люди умирали тысячами в своих домах из-за нарушения своего табу"..
3. При таком раскладе любой, кто себе не враг, будет стараться минимизировать число товарищей, контролирующих его, и максимизировать тех, кого контролирует он сам. Это и есть "стремление к повышению статуса", она же "альфа-самцовость".
Указанный процесс вовсе необязательно является брутальным насилием - он может происходить в форме "заботы", например. Но эта забота - никак не "эмпатия" в нашем понимании: "Маргарет Мид пишет, что у манус, которые якобы обеспечивают «полную безопасность», половина детей от такой заботы умирает: «Это здоровые дети, пятидесяти процентная детская смертность обеспечивает это здоровье». У горных арапешей забота о том, чтобы детям ночью тепло, приводит к тому, что наутро они «видят своих младенцев с точками ожогов от искр»"(о)
По-видимому, стремление к повышению статуса тоже имеет биохимическую подоплеку (она могла образоваться еще у дальних предков человека как повышающая выживаемость). По типу "адреналиновой наркомании".
4. Обращаю ваше внимание, что никакой "личной ответственности" при таком раскладе не образуется (механизм описан здесь). Ей просто неоткуда взяться - ответственность всегда на ком-то другом.
5. Назовем вышеописанных товарищей "сапиенсом типа 1".
Крайним выражением этого типа будет нарциссическое расстройство и социопатия (асоциальное расстройство)- когда люди заняты ТОЛЬКО и исключительно повышением своего статуса в стае.
6. Но в какой-то, недавний по историческим меркам момент (1-2 тыщи лет назад), в одной из популяций внезапно начали в заметных количествах рождаться люди, у которых отсутствует биохимическое подкрепление стайного взаимодействия. По типу, как всегда рождается определенный процент альбиносов или эпилептиков. Видимо, у всех (или почти всех) членов популяции имеется предрасположенность, которая по случайным причинам может сработать, а может не сработать.
7. Такой людь (назовем его сапиенсом типа 2) оказывается не занят тем делом, которому люди типа 1 посвящают всю свою жизнь. Общество для него - это как спиртное, но не для алкоголика, а для человека, который к алкоголю равнодушен: можно выпить рюмку, если вкусно, но не более того.
8. Главным следствием такого расклада является присвоение ответственности. Раз товарищ не мотивирован сдвигать ответственность на ближнего, он по принципу наименьшего пути спокойно выносит собственную субъектность, она для него не связана со страхом наказания и не является помехой для самовыражения.
9. Второе важное следствие - это высвобождение колоссальной вычислительной мощи мозга, которая направляется на удовлетворение естественного любопытства.
10. И третье следствие - наш герой типа 2 оказывается способен к личному выбору, от спутника жизни до рода деятельности и сферы интересов.
Крайнее выражение типа 2 - это синдром Аспергера и аутизм, когда люди совершенно не чувствуют нужды в социуме и практически неспособны с ним контактировать.
11. Если мы посмотрим на Христианство, то мы увидим в нем (в отличие от прочих религий) огромный пласт, созданный именно людьми типа 2: свободная воля, личная ответственность за спасение, даже поощрение "брака по любви" (св. Валентин) и ухода из-под власти "рода" как личного ответственного выбора. Интересно, что для людей типа 1 тоже найдется понятная им и специфичная для Христианства тема - "нет ни эллина, ни иудея", свою "стаю" надлежит расширить до масштабов всего человечества.
12. Люди типа 2 в среднем учатся лучше. Можно подумать, что они "умнее". Но это не так - процессор везде стоит один и тот же. Вопрос в том, какие данные он перемалывает. Какой бы трудной ни была задачка по математике - вы решите ее за час, ну за два. А "отношениями" - что сказал Колька и куда посмотрела Светка, - можно заниматься 24 часа в сутки. Вернее, ими 24 часа в сутки только и можно заниматься.
13. Люди типа 2, будучи немотивированным на повышение статуса любой ценой, оказались способны к абстрактным ценностям типа "справедливости" или "истины". Это как раз тот случай, когда применима максима "Платон мне друг, но истина дороже".
14. Не будет преувеличением сказать, что такие привычные европейскому человеку вещи как "наука", "технология, "закон" или "государство" (в смысле "стато") - то, что мы называем "цивилизацией", - суть продукт деятельности людей типа 2.
15. Обогуев как-то обмолвился, что "культур много, а цивилизация одна". Когда анекдотичные европейские левые утверждают "равенство культур", они фактически правы - культура суть паттерны отношений в данном социуме, и как таковая она одна другой стоит. Что разборки папуасов, что разборки викторианских джентльменов - абсолютно один хрен. Но Цивилизация - это нечто иное.
16. Цивилизация - это технология и инфраструктура, позволяющая сапиенсу удовлетворять свои потребности, не вступая в стайные отношения.
Например, бытовая техника позволяет обходиться без прислуги. Законы позволяют не вступать в личностный контакт с чиновником ("по понятиям").
17. Люди типа 1 и типа 2 практически несовместимы между собой (хотя высокоадаптированных представителей обоих видов навскидку и не различить). Человек типа 2 считает товарища типа 1 бессмысленной зверушкой, не понимающей элементарных вещей. Товарищу же типа 1 чувак типа 2 кажется опасным подлецом, желающим оторвать лучшее место в социуме за счет неконвенциональных преимуществ.
-----
Всё вышеизложенное понятно и всем известно. Теперь главное, о чем никто не пишет.
18. Количество сапиенсов типа 2 варьируется в разных популяциях. Возможно, они рождаются везде, но если их количество меньше некоего порога, их просто затаптывают. Исходя из вышеизложенного, вы легко проследите динамику численности типа 2 по разным странам. Очевидно, что в условной "Европе" их количество максимально. (Сколько именно - я не знаю. Спекулятивно можно предположить, что не больше 10-15%)
19. И вот посреди этого цивилизованного великолепия разлагается европейское "элито". Что такое элито? Это люди, специально выведенные для доминирования. Как это делается? В первую очередь династический брак. Во вторую - отбраковка людей, слишком сконцентрированных на личном выборе (морганатический брак по любви = волчий билет). В третью - специфическое воспитание, выколачивающее те крохи свободы воли, с которыми ребенок по недосмотру мог родиться.
20. То есть, европейские элитарии - это только и исключительно люди типа 1. Это и есть самая главная военная тайна.
20. Когда-то европейские элитарии оказались вынуждены использовать инфраструктуру цивилизации как чрезвычайно полезную в конкурентной борьбе. Дошло даже до того, чтобы старательно прикидываться людьми-2, делать вид, что их интересует не только доминирование, но и абстрактные "общечеловеческие" вещи типа чести, совести, закона, справедливости энд со он.
21. Но с самого начала наше "элито" (по причинам, указанным в п. 17) старалось найти или вывести таких людей, которые бы создавали цивилизацию как люди-2, будучи по своей мотивации включенными в социальную иерархию людьми-1. Как сказал Пушкин (а он просекал эти вещи),
Чтобы сама рыбка мне служила
и была у меня на посылках
Весь левый дискурс создания "нового человека", тянущийся с Платона и средневековых алхимиков - это оно.
22. Эксперимент с белыми (СССР), когда тупо вырезали всех (немногочисленных) людей-2, а из оставшихся стали выращивать идеальных рабов, можно считать, провалился. Люди-1 оказались мало способны к творению цивилизации, а люди-2 гадским образом наплодились в прежней пропорции.
23. В 60-е вроде бы показался свет в конце тоннеля - нашего гомункулуса решили выращивать в третьем мире, благо успехи японцев вроде бы способствовали. На радостях, что Япония, Китай и пр. вот-вот заменят ненавистное белое население, наши элитарии стали наводнять Европу сомалийцами, чтобы в час Х просто ликвидировать ставших ненужными "местных".
24. Фукусима поставила жЫрный крест на этой авантюре. Оказалось, что даже японцы, стоит их спустить с помочей, мгновенно возвращаются в туземное состояние "стаи", где превыше всего альфа-самец, а отнюдь не истина.
25. То есть щас мы имеем глобальный кризис не только из-за того, что элитные дебилы угрохали европейскую экономику, но и кризис идеологический. Мечта вечно править творческими-людьми-роботами провалилась. Во что этот кризис выльется - я не знаю.
26. В Омериге дела обстоят чуть получше по двум причинам:
а. туда европеоиды выдавливали людей-2, эрго, в Омериге их концентрация несколько выше.
б. американцы держат за цугундер свою элиту, не давая ей вырождаться в гопников, а гопников накачивая так, чтобы они хотя бы имитировали людей-2. Получается с переменным успехом.
--------
Ну и напоследок
27. Демографический аспект. Размножаются люди-2 плохо. Им вообще дети малоинтересны, да к тому же у двух партнеров типа 2 велика вероятность рождения аутиста. Стало быть, мы имеем дело со случайной мутацией, а не с "новой ветвью". Во всяком случае, пока.
Из чего, кстати, следует, что во Вселенной разумной жизни может быть навалом, но технологические цивилизации, скорее всего, случайны и крайне редки.
28. Гендерный аспект. Женщин типа-2, по-видимому, меньше, чем мужчин (или они более адаптивны, поэтому незаметно). Отсюда вывод - мущщинам типа 2 искать спутницу "своего круга" труднее. Женщинам, наоборот, легче. С другой стороны, если женщина на вид кажется типом 2 такой же степени "углУбленности", то скорее всего, она куда более шизоидна, просто ловчее прикидывается :)
29. Психологический аспект. Основная психотерапевтическая задача для людей типа 1 - учиться экологичному поведению, повышаться в статусе, не разрушая всё вокруг себя.
Для людей типа 2, способных доминировать ради дела, но не ударящих пальца о палец ради доминирования, - не испытывать чувства вины за то, что не может вступать в отношения "как все люди", учиться создавать и участвовать в группах, созданных под конкретную задачу.
30. Корпоративный аспект. Почему загнивает любая корпорация? Как только на HR попадает человек типа 1 - всё. Они НИКОГДА не примет на службу человека типа 2. Он его чует нюхом - в буквальном смысле, поскольку биохимия у этих типов, как сказано выше, разная. На эту тему была дивная серия "Симпсонов"
ШВЕЙК (из неопубликованного)Пан Кухарек служил в 106-ом пехотном полку и в сентябре 1915 года на русском фронте ему гранатой оторвало его мужское хозяйство.
Подлечили пана Кухарека в госпитале в Карловых Варах и списали как комиссованного на гражданку.
А куда на гражданке без мужского хозяйства?
И заместо возвращения в Прагу, где его ждала невеста пани Мария, пан Кухарек поехал жить в деревню «Нови Швят» где устроился сторожем на конюшне.
Там ему неожиданно посоветовали обратиться со своим позорным и стыдным недугом к ветеринару пану Вобличке, который делал с больными конями просто чудеса. Вправлял лошадям сломанные ноги, вставлял вместо стертых зубов зубные протезы и так далее.
[дальше...]
Серебряный самовар (пьеса для чтения) - продолжение, начало смотри нижеВ доме нумер ПЯТЬ по Михайловской площади в кафе «ПодвалЪ Бродячей Собаки» к семи вечера начала собираться публика.
- Сегодня Шаляпина ждём, - сказала Надя Тэффи, манерно отставив кисть руки с зажатой меж тонких пальцев пахитоской и пуская в потолок одно колечко дыма за другим.
- Петь будет ? - спросил Велимир Хлебников.
- А хуй его знает? - безучастно ответила Тэффи, - мне все равно, я просто забилась с Ахматовой, что он меня выебет тут сегодня прям в туалете и непременно стоя.
- На сколько забились? - спросил Хлебников.
- на «американку»
- а-а-а-а, понятно.
Тем временем в залу вошли двое. Гигантского роста Маяковский и с ним рядом режиссёр Мейерхольд, казавшийся этаким Санчей Пансой [дальше...]
СЕРЕБРЯНЫЙ САМОВАР (пьеса для чтения)Тринадцатого апреля была пятница. Несчастливый день.
Александр Александрович повязал галстук, закурил длинную пахитосу марки «Дукат» и встав перед зеркалом принялся разглядывать своё отражение. Подмигнул сам себе правым глазом, потом левым. Потом высунул язык и сказал «ме-е-е-е».
На тумбочке возле зеркала лежали расчёски из натурального черепахового панциря. Все расчёски имели монограмму «А.Б.»
Александр Блок.
- Об такую иконно - иудейскую шевелюру, как у меня, только расчёски ломать, - вздохнув, сказал Александр Александрович и [дальше...]
ПРЕДВКУШЕНИЕМ РЕВОЛЮЦИИ - ИСКУШЕННЫЕПРЕДВКУШЕНИЕМ РЕВОЛЮЦИИ - ИСКУШЕННЫЕ
Пьеса в 1 действии
(сочинение Андрея Лебедева)
Место действия Сестрорецкий район Ленинградской области . Озеро Разлив.
Время действия - август 1917 года.
Действующие лица.
Ульянов (Ленин) - артист Сухоруков
Дзержинский - артист Устюгов
Крупская - Ксения Собчак
[дальше...]
Любопытные мысли. Только, если пользоваться терминологией автора, непременно существуют индивидуумы смешанного типа (среднее между типом 1 и типом 2). Поведение их в этой связи сложнее. Как правило, у них часто случается раздвоение личности. Они могут впадать из одной крайности в другую. Но это, как справедливо замечает автор, скорее мутация.
Это для меня тоже был один из "спорных" аспектов. Другой еще - изменения "типажа человека" под воздействием преобладания общественного мнения (по типу, как при советской власти воспитывалось много романтиков строительства коммунизма, или в средневековье романтиков рыцарства). Люди выбирают для себя в детстве поведенческий идеал, стремятся ему подражать, и это здорово влияет на дальнейшее поведение и жизнь человека.
Опять же - традиции. Это как в еде. Одни свою еду считают лучшей и вкусной, а для других она вызывает отвращение и брезгливость - с детства разные привычки (хотя индивидуально тоже были разные вкусовые предпочтения).
Здесь главное - предпочитает ли человек постоянно находится в коллективе, сверяя с ним свое поведение и корректируя его, или же ему чаще хочется побыть одному и углубиться в себя
Иными словами - от чего больше утомляется человек? От одиночества или от людей?
По моему жизн
По моему жизненному опыту - очень редко встречаются люди, которые не устают как от одиночества, так и от людей. Это, наверное, уж очень крайние проявления. Но все же баланс одиночество/толпа у каждого индивидуален.
Да. Но условно их можно сгруппировать
Вариации на тему "95% населения - идиоты".
А 5% - аутисты
Типа того. Но вообще интересно. В теме 5/95 не раскрываются вопросы взаимоотношения групп, молчаливо подразумевается ведущая роль 5% и сугубо ведомая 95%. Разумеется в жизни всё сложнее и в данной статье показано - как. Плюс увязка с нынешними реалиями - элита, мигранты. Плюс рекомендации субъектам различных групп.
Я согласен, ярко выраженные лидерские задатки есть не у многих. Но вот что удивительно, как только "яркий" лидер по какой-либо причине покидает "стаю", то в "стае" у кого-то другого тут же начинают развиваться лидерские качества, которых до этого у него не наблюдалось - стая без "лидера" все равно не остается.
Я сколько раз наблюдал такой "феномен" когда сам стоял в строю, и когда сам стоял перед строем, когда надо, чтобы "доброволец" сделал шаг вперед: минута затишья, межевания (а вдруг не я, а кто-то другой вызовется?), но всегда найдется тот, кто этот шаг сделает первым и возьмет ответственность и риск на себя.
Впрочем, стая (человеческий коллектив, разумеется) таким же образом всегда "избирает" себе не только "лидера" но и "изгоя" (деревни без дурочка не бывает).