«Мы информированы лучше
команды советников
Президента!»
«Наши комментарии более
содержательны, чем
доклады, подготовленные
Премьеру его
помощниками.»
На 92-м году жизни в своем доме в Миссури скончался один из величайших мастеров рок-н-ролла Чак Берри.
«Чак! Послушай! Ты искал новый звук! А послушай-ка вот это», - кричит Марвин Берри в трубку своему кузену Чаку в знаменитой картине Роберта Земекиса «Назад в будущее». В это время герой фильма, прилетевший на машине времени из 80-х в 50-е Марти МакФлай, с гитарой в руках развлекает гостей школьной дискотеки «Johnny B.Good», анонсировав ее как «одну классную старинную вещь». Музыка Чака Берри из нынешнего времени действительно кажется какой-то удивительной, не постаревшей классикой, как будто действительно перенесенной из современной эпохи туда, в историю музыки.
А слово «смерть» рядом с именем самого живого классика рок-н-ролла - абсурдом.
Первые строки его биографии, будь они написаны сейчас, вполне подошли бы какому-нибудь гангста-рэпперу: будучи еще школьником, он с друзьями ограбил несколько магазинов, был пойман и загремел в тюрьму. Откуда был освобожден досрочно - в том числе за успехи в художественной самодеятельности:
находясь за решеткой, он собрал небольшой квартет, который - по мнению дирекции исправительного учреждения - немало способствовал социальной реабилитации заключенных и вообще был хорошим примером плохим парням.
Выйдя, он работал на самых разных поприщах, и в небольшой клуб в Сент-Луисе устроился, в общем, тоже для дополнительного ЗАРАБОТКА, позволившего сочетать приятное с полезным. А еще — черный блюз с белым кантри. Для Америки 50-х, в которой, скажем прямо, расовые предрассудки были еще далеки от преодоления, это было, прямо скажем, ново.
Когда на его концерты черные стали приходить вместе с белыми, стало ясно, что у молодого исполнителя есть большие перспективы.
В 1955 году, по совету Мадди Уотерса, он встретился с Леонардом Чессом и подписал контракт с его «Chess Records». Именно там один за другим вышли «Rock-n-Roll Music», «Johnny B.Good», «Brown Eyed Handsome Man» и другие вещи, которые потом - почти моментально - станут классикой того, что сейчас называют рок-н-роллом. Собственно, дальнейшее, строго говоря, это почти непрерывная история успеха. Если не считать перерывами судебные процессы — в далеком 1979-м его судили за неуплату налогов, а в более близком 1990-м — за установку камер наблюдения в женском туалете принадлежавшего ему заведения.
После 1979-го Берри полностью переключился на гастрольную деятельность — зачем писать новые песни тому, у кого старые буквально лучше всех?
Россия дождется его только после конца СССР, а в 1970-х он доходит до столичной публики только в виде редких записей - их сначала записывают на «ребра», потом их начинают привозят загранкомандированные, перепродают фарцовщики портовых городов, которые сам приобрели их у матросов заходивших в эти гавани кораблей. Широкая известность в России к ним приходит через третьи руки - в 1987 году выходит пластинка «Вкус меда» — составленная фирмой «Мелодия» сборная солянка из разных песен The Beatles. На ней, среди прочего — зажигательная верси «Rock-n-Roll Music» в исполнении Ринго Старра. В любви к нему в знаменитой биографии «великой четверки», написанной журналистом Хантером Дэвисом, расписывается не только Ринго, но и Джон Леннон.
Наряду с Мадди Уотерсом, Леннон называет имя Чака Берри среди тех, кто «взорвал в его голове бомбу» и сподвиг его взять в руки гитару.
Стоит признать, что кроме «Битлз», свои кавер-версии песен Чака Берри исполняли еще и The Rolling Stones, The Yardbirds и многие другие герои «британского вторжения» — но они сквозь «железный занавес» просачивалась куда менее эффективно, чем четверка из Ливерпуля.
Зато стоило Советскому Союзу приказать долго жить, а концертному бизнесу - выйти из подполья, как сам Берри стал приезжать в Россию с завидной регулярностью. То, что происходило на его концертах в Кремле, можно было назвать подлинным народным единством - не хуже того, что можно было наблюдать в клубах Сент-Луиса полвека назад.
В душном зале рядом отплясывали старые хиппи и Евгений Хавтан, а артист на сцене воспринимался чем-то средним между чертиком из табакерки и Дедом Морозом — то есть существом совершенно невероятным.
«Roll Over Beethoven», «Назад в будущее», его знаменитый талисман - моряцкая фуражка, в которой он выходил на сцену, фирменная утиная походка — при упоминании имени Чака Берри каждому приходит в голову что-то свое.
Причем это именно тот случай, когда и имя артиста — уже будто бы не совсем имя, а мантра, заклинание, символ чего-то очень важного. Вроде бы рок-н-ролл изобрели немного раньше, чем Берри записал первые аккорды (не намного, всего года на четыре), но Чак стал больше, чем изобретателем — он стал синонимом этого понятия. Именно на его концерте, вроде бы, впервые смешались белая и черные части аудитории, слившись в едином танце. В свете последних событий ни у кого, пожалуй, повернется язык говорить о полной победе над расизмом в Америке, но очевидно, что Берри сделал в этом направлении несколько внушительных шагов — смеха ради, утиной походкой. Впрочем, его вклад куда шире вопросов расовой терпимости. Он собственным примером, с невероятной легкостью доказал, что
музыка — универсальный язык, не ведающий расы, пола, возраста и прочих навязанных ей категорий.
Повторим для верности еще раз — смешав в 1950-х расхлябанный бой кантри-гитары с блюзовыми гармониями, он создал то, благодаря чему не только музыка, но и весь мир стали такими, какими мы их знаем.
В прошлом году, в день своего 90-летия Чак Берри анонсировал первые за почти сорок лет новый альбом, который теперь станет посмертным. Называться он будет просто и ясно: «Chuck».
ВИЗИТ ВРАЧА (новое стихотворение Светланы Бабаевой)12 месяцев ты не звонил
Уж год прошел, как ты ушел
Но ты вдруг соблаговолил
Набрал меня, позвал меня
Сказал, что болен, заболел, температура, слёг
На жалость на мою давил
И на врачебный долг
И вот – итог!
Я в сумочку собрала – стетоскоп
И пачек пару – терафлю и арбидол
Ах, был бы пистолет!
Как он сейчас бы подошел [дальше...]
ХРИЗАНТЕМА (новое стихотворение Светланы Бабаевой) Ботанику в медвуз сдавала я шутя
Про пестики-тычинки я учила
И с хризантемою сравнив себя
Я пальчиком пыльцу невинности
скоблила
Ну а потом – на первом – анатомия и ты
И вид смутивший – генитальной наготы
Что это? Вот - testiculi et penis
А у тебя
что это ? Покажи
И дай потрогать mamma feminarum
И лиф сними, и не стесняйся- обнажи [дальше...]
НОВЫЕ СТИХИ СВЕТЛАНЫ БАБАЕВОЙПод халатом у врача – бьется сердце ча-ча-ча
Под халатом у врача есть и ситчик и парча
Целовали тут врача – под халатом – щекоча
Расстегнулась там парча – дыньки оголив шутя
Грудь в ладонях горяча
А рука уже под ситец
А дыханье как у птицы
Сто ударов сердца стук
Ситец зацепил каблук [дальше...]
по разному с тобой мы понимали "про любовь" (стихи)Ты не любил, ты лишь использовал меня.
Не сразу это поняла я.
Была любовью я ослеплена.
И не могла любви порвать заклятье.
Ты был женат, студенткой юной и неопытной была я.
Ты был доцент. А у тебя уже была жена вторая.
Иль третья, тут со счета сбилась я
А я любовницей тебе была, а у тебя была семья [дальше...]
Чак всё(((